
От изгоев до идолов: как актёры завоевали мир. Ещё в Древнем Риме актёров хоронили за пределами кладбищ, а сегодня их имена светятся на небоскрёбах Голливуда. Как профессия, когда-то считавшаяся позорной, превратилась в одну из самых влиятельных в мире? Почему Церковь проклинала лицедеев, а теперь звезды кино диктуют моду и политику? И как современные «короли эстрады» зарабатывают миллиарды, оставаясь вне традиционных социальных рамок?
1. Актёры в Древнем мире: между славой и проклятием
Греция: священные гипокриты и налоги за талант
В Древней Греции театр родился из дионисийских мистерий, но уже к V веку до н. э. актёры (гипокриты) оказались в двойственном положении.
-
С одной стороны, лучшие из них получали государственные привилегии:
-
Софокл и другие драматурги-актёры освобождались от налогов.
-
Победители театральных агонов (соревнований) удостаивались пожизненных пенсий.
-
-
С другой, их считали “профессиональными лжецами”. Аристотель писал:
“Актёр – это тот, кто отрекается от своей природы, чтобы принять чужую, а значит, разрушает гармонию души” (“Поэтика”, IV в. до н. э.).
Рим: позорные мимы и император-артист
В Риме театр быстро превратился в вульгарное зрелище.
-
Актёры-мимы (исполнители похабных сценок) были лишены гражданских прав.
-
Их хоронили в ослиных масках – символ глупости и греха.
Но был и парадокс: император Нерон сам выходил на сцену, хотя сенаторы плевались:
“Цезарь, ты унижаешь себя, играя раба и женщину!” (Светоний, “Жизнь двенадцати цезарей”).
2. Средневековье: Церковь против лицедеев
С приходом христианства актёров объявили “слугами дьявола”.
-
Тертуллиан в “О зрелищах” (III в.) писал:
“Театр – это кафедра Вельзевула, где актёры учат лжи, а зрители – разврату!”
-
В Византии актёров отлучали от Церкви, а в Европе хоронили за оградой кладбищ.
Но уже к XII веку бродячие трупвы стали частью ярмарок, а к XVI веку Шекспир доказал: театр может быть высоким искусством.
3. XIX–XX века: рождение звёзд
С появлением кинематографа статус актёров взлетел до небес:
-
Чарли Чаплин в 1920-х получал **10млнвгод∗∗(около150 млн сегодня).
-
В СССР любимцы народа (как Любовь Орлова) имели дачи и машины, недоступные обычным гражданам.
Но настоящая революция произошла в конце XX века.
4. Современные “Короли Эстрады”: неконтролируемый доход и власть
Сегодня топ-актёры и музыканты зарабатывают больше, чем малые страны:
Примеры феноменальных гонораров
-
Джордж Клуни получил $239 млн за рекламу текилы (2018).
-
Тейлор Свифт за тур Eras Tour (2023) заработала $1.04 млрд.
-
Киану Ривз отдал 70% гонорара за “Матрицу”* ($35 млн) съёмочной группе.
Почему их доходы называют “неконтролируемыми”?
-
Налоговые схемы: многие звёзды регистрируют компании в офшорах (как Боно из U2).
-
Роялти за старые роли:
-
Джерри Сайнфелд получает $50 млн в год за повторы своего шоу 1990-х.
-
-
Соцсети как печатный станок:
-
Ким Кардашьян зарабатывает $1 млн за один рекламный пост.
-
Критика: “Они больше не артисты, а бренды”
-
Квентин Тарантино:
“Раньше актёры жили на зарплату, а теперь их дети покупают острова”.
-
Дэвид Линч отказался снимать сериалы, назвав их “проституцией искусства”.
Заключение: от позора к триумфу
Актёры прошли путь:
-
Древний мир: “Лжецы и развратники”.
-
Средневековье: “Проклятые лицедеи”.
-
XXI век: “Боги экрана и соцсетей”.
Но вопрос остаётся: когда искусство превращается в бизнес, не теряет ли оно душу?
