
Почему через Амазонку нет ни одного моста?
Несмотря на то, что Амазонка — самая полноводная река в мире (её длина — 6 992 км, а ширина в некоторых местах достигает 50 км), через неё не перекинуто ни одного постоянного моста. Это удивительный факт, учитывая, что даже через такие гигантские реки, как Нил или Янцзы, построены сотни мостов. Давайте разберёмся в причинах.
- География и экосистема: Амазонка — это одна из самых широких рек в мире, и её ширина в некоторых местах достигает нескольких километров. Строительство мостов через такие широкие и глубокие реки требует значительных инженерных усилий и ресурсов.
- Экологические соображения: Амазонка и её окрестности являются домом для уникальной экосистемы, и строительство мостов может негативно сказаться на окружающей среде. Это может привести к разрушению мест обитания животных и растений, а также к изменению экосистемы.
- Экономические факторы: Строительство и обслуживание мостов требует значительных финансовых вложений. В некоторых регионах Бразилии, где находится большая часть Амазонки, могут отсутствовать необходимые ресурсы или экономические стимулы для реализации таких проектов.
1. Основные причины отсутствия мостов
① Огромная ширина и глубина реки
- В сухой сезон Амазонка местами достигает 5–10 км в ширину.
- В сезон дождей разливается до 50 км, превращаясь в настоящее «пресноводное море».
- Глубина — до 100 м (в районе Обидуса, Бразилия).
Сравнение:
- Мост через Янцзы (Китай) — 164 км мостов и тоннелей.
- Амазонка — 0 мостов.
② Сложные геологические условия
- Очень мягкие илистые берега — не подходят для опор.
- Постоянные изменения русла — река ежегодно «перерисовывает» свои берега.
- Сильные сезонные паводки — мост должен выдерживать подъём воды на 10–15 м.
③ Низкая плотность населения
- В бассейне Амазонки живёт ~34 млн человек, но большинство селений расположены вдоль берегов, а не поперёк.
- Основной транспорт — лодки и паромы.
④ Дороговизна строительства
- По оценкам инженеров, мост через Амазонку в самом узком месте (1,5 км) обошёлся бы в $1–2 млрд.
- Для сравнения: мост Рио-Нитерой (Бразилия, 13 км) стоил $1,2 млрд.
2. Как переправляются через Амазонку?
- Паромы (основной способ, перевозят даже грузовики).
- Лодки и катера (в мелких районах).
- Авиасообщение (между крупными городами, например, Манаус — Белен).
Интересный факт:
В 2010 году в Бразилии построили первый подвесной мост через приток Амазонки — Риу-Негру (3,5 км, Мост Понте-Риу-Негру). Но это не сама Амазонка!
3. Будет ли мост через Амазонку в будущем?
Пока проекты существуют только на бумаге:
- Планы Бразилии (с 2020-х) — возможный мост в районе Манауса
Несмотря на эти факторы, в последние годы были предприняты усилия по строительству мостов через Амазонку, и некоторые из них уже существуют, например, мост через реку Риу Негру в Манаусе. Однако их количество остается ограниченным.
